Моя философия

Речь здесь идет о моей педагогической философии. Она сложилась не сразу, а на тернистом жизненном и педагогическом пути. И, конечно же, с течением времени она будет дополняться и уточняться. Возможно, на сайте я размещу свои мысли и на другие темы, поскольку готов поделиться взглядами на многие вопросы Бытия.

О главном

Как-то на уроке обществознания в шестом классе на мой вопрос “В чем смысл жизни?” одна ученица, как будто прочитав мои мысли, ответила “Смысл жизни в том, чтобы научиться любить”. Поистине, мир спасет только любовь. Если ты любишь не только родных и друзей, но и всякого человека, который входит в твою жизнь, то многое начнет меняться в лучшую сторону.

Преподобный Серафим и дети. Фрагмент дореволюционной пасхальной открытки

Преподобный Серафим и дети. Фрагмент дореволюционной пасхальной открытки

Преподобный Серафим Саровский говорил: “Спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи”. Люби людей, и многие вдохновятся твоим примером. Наполнен ты любовью, будешь любить и свою работу, которую делаешь для общества. Будешь делать ее качественно и красиво. Отсюда можно подойти и к одному из моих основных педагогических принципов.

Английская пословица гласит: “Не воспитывай ребенка, все-равно он будет похож на тебя. Воспитывай себя”. Находясь наедине с собой или в кругу людей, а уж тем паче среди вверенных мне учеников, я не забываю эту простую истину. Можно сказать тысячи слов, оформить уроки искрометно и с выдумкой, но если ребята почувствуют фальшь, почувствуют, что учитель на самом деле не соответствует тому, к чему он призывает и чему учит, то все будет напрасно. Это станет не только провалом, но и пагубой.

Если же учитель с любовью относится к “малым сим”, к своему делу, то посеет в душах любовь и добро. А это крайне важно в современных условиях. В мире эгоизма и потребительского отношения ко всему и вся единственным путем спасения является только любовь. И тут я подхожу к следующему вопросу – вопросу приоритетов.

В Сети сейчас распространен следующий текст: “Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
— как ученые инженеры строят газовые камеры;
— как квалифицированные врачи отравляют детей;
— как обученные медсёстры убивают младенцев;
— как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин…
Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми… Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более человечными”
.

И с этим не поспоришь. Я знаю некоторых учеников, которые намного успешнее своих ровесников в науках, но… Эти самые некоторые ученики в тоже время и “успешнее” в унижении других, насмешках, пакостях и дурных увлечениях. Возможно, они недополучили должного родительского внимания. Возможно, успех и слава вскружили им головы. А возможно и то, что родители и, увы, учителя отдавали предпочтение учебным и спортивным успехам, всячески поощряя и хваля ребят, но не замечая в них червоточин от подлости и гордыни.

К сожалению, у некоторых современных педагогов есть такой соблазн: не спугнуть своими замечаниями и беседами о морали и нравственности таких учеников. Но боясь того, что “одаренный” забросит заниматься предметом или перейдет к другому предметнику… Боясь потерять вожделенные для очередной аттестации баллы или что-то другое, учитель идет на сделку с диаволом, продавая ради собственного успеха детские души. Вот поэтому и должны быть правильно расставлены приоритеты.

Об отношении к детям

Януш Корчак с детьми

Януш Корчак с детьми

Известный педагог Януш Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…»

Надо сказать, что прославленный наставник был не первым в таком отношении к детям. Еще в эпоху «мрачного» Средневековья к ним относились как к маленьким взрослым. И уже с самых ранних лет человек становился надежным помощником в семье. Современное же сюсюканье, постоянные восклицания «да он же ребенок!», множество уступок и попустительство порождают затяжной инфантилизм и детство до 40 лет. Подростки с нахрапом и особой дерзостью требуют соблюдения их прав, забывая про свои обязанности, требуют «понять и простить».

«А как же Ваша любовь?» – могут меня спросить некоторые. А любовь очень хорошо уживается со строгостью. Во многих ситуациях даже без нее немыслима. «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:12).

Сейчас в педагогике принято давать много возможностей исправить оценку и переписывать экзамен. Увы, многие ученики, разбалованные такой системой, станут аутсайдерами в жестоком мире борьбы за хорошие рабочие места и теплое место на рынке. Но самое важное: они не смогут в должной мере следовать и своему призванию.

О методике

Если же с главным в педагогике все хорошо, имеет смысл заняться методикой преподавания. Тут я считаю, что учеников необходимо научить учиться. Репетиторство с первого класса, требования обучающихся разжевать для них материал (а может еще положить этот самый разжеванный материал в рот и за них подвигать челюстью) – печальные явления нашего времени. Если мы хотим вырастить развитых, инициативных и самостоятельных граждан, то их надо учить учиться.

Только когда ученик «пощупает» сам материал, проанализирует его, разложит «по полочкам», систематизирует различные сведения по определенной теме, порешает разные задачи (в том числе и те, которые он сам для себя поставил), только тогда он почувствует кайф исследования и открытий. А это уже будет если не начало пути в науку, то начало взросления разума.

Дэйв Берджес (слева) на своем мастер-классе

Дэйв Берджес (слева) на своем мастер-классе

Далее следует сказать о творчестве в преподавании. Без него не мыслим ни один достойно проведенный урок. Профессор Хенрик Джон Кларк сказал: «Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок». Известный американский учитель истории Дэйв Берджес в своей книге «Обучение как приключение» не перестает повторять, что преподавать надо с энтузиазмом и эмоционально, постоянно находя «крючки» – мотиваторы для удержания внимания учеников.

В своей педагогической практике я не перестаю разрабатывать как мотивационные методики, так и разнообразные способы подачи материала. Учитель должен всегда оставаться новым и современным для ребят. Современный успешный педагог – наставник и лидер, капитан корабля и старший брат.

Особое значение я придаю соревновательности на уроках и внеурочной деятельности. В наши дни, как и в былые времена, это является сильным стимулом к разного рода деятельности. Более того, моя авторская методика предлагает ученику сравнивать себя не только с другими, но и, в первую очередь, с самим собой.