Обо мне

Сергей Владимирович Бондаренко - учитель истории, тренер команд "Что? Где? Когда?"Тем, кто меня уже знает, – здравствуйте! Возможно, тут Вы найдете то, чего еще не знаете 🙂 Если же Вы не знакомы со мной, то рад представиться! Я – Сергей Владимирович Бондаренко, учитель истории и тренер школьных команд по интеллектуальным играм. Живу и работаю в Серпуховском регионе.

Откуда я родом? Конечно же, из детства! Родился в 1977 г. в древнем городе Серпухове – вершителе и свидетеле истории, славном также духовным жемчугом – дивными храмами и монастырями. В семье меня окружали любовь, доброта и забота. Личный пример родных людей и воспитателей, поучительные сказки и истории, чтение Евангелия, интересные книги создавали меня, превращали ребенка в личность. Первые мои ценности: вера в Бога, в неотвратимую победу добра, в то, что каждый человек изначально светел и способен к прекрасным поступкам. И ценности эти, как и любовь к творчеству, к удивительному в природе и искусстве, – родом из детства.

Школьные годы открыли для меня необъятный океан науки. Я с особым интересом изучал и математику, и биологию, и физику с химией. С 7 класса стал фотолюбителем. В те же годы наблюдал небесные тела с помощью телескопа “Мицар”. Затем с восторгом вошел в мир программирования, где на БК-0010-01 создавал и отлаживал свой первый код. Но наиболее устойчивым у меня был интерес к истории. Увлекательный рассказ учителя и чтение учебника нередко побуждали меня открывать Большую советскую энциклопедию, 31 том которой стояли в домашней библиотеке. Кроме того, в городском книжном магазине я на карманные деньги приобрел познавательные книги самой разной тематики, которые дали мне множество знаний.

Все десять школьных лет я учился в 9-й школе Серпухова, где помогали взрослеть, становиться гражданами и просто хорошими людьми замечательные педагоги, высокие профессионалы своего дела. Сразу вспоминаются Зоя Герасимовна Машкова – учитель начальных классов (сила ее доброты сплотила наш класс, многих сделала лучше), Раиса Ивановна Куркова – мой непревзойденный учитель математики и Классный руководитель с большой буквы (находила подход абсолютно к каждому, мирила “непримиримых”, зажигала интерес к своему предмету, могла запросто накормить обедом зашедшего к ней в гости за советом ученика), Лидия Ивановна Федорова – строгий учитель русского языка и литературы (многие ее уроки я помню до сих пор и использую в своей практике). Школу я закончил в 1994 г. с “серебряной” медалью.

Поиски пути. В Серпухове прошла также моя юность (хотя это еще вопрос, прошла ли). Она принесла в мою жизнь множество сильных увлечений. Романтика и лирическое стихосложение, чтение философской и христианской литературы (Никодим Святогорец, Александр Мень, Сергей Булгаков, Иван Ильин, Николай Данилевский, Артур Шопенгауэр и многие другие), знакомство с русской классикой (особенно зачитывался творчеством Федора Достоевского). Развивал свои навыки работы с компьютерной техникой, изучал разные языки программирования.

В 1999 г. с отличием закончил Московскую государственную академию приборостроения и информатики (ныне – Московский технологический университет (МГУПИ)) по специальности “Приборостроение”. Первым местом работы стал серпуховский завод “Металлист”, где я был инженером-электроником, обслуживал станки с ЧПУ. Затем работал в Администрации города Серпухова главным специалистом отдела программного обеспечения. После перешел в провайдерскую компанию. В 2005 и 2006 годах работал системным администратором в двух московских организациях.

С каждым годом я все сильнее осознавал, что работа с техникой не наполняет мою жизнь тем, к чему неосознанно стремилась душа. Понять в чем мое настоящее призвание стало актуальной задачей тех лет. Я пробовал себя в любительской журналистике: писал статьи для ежемесячника “Православный Серпухов” (а затем создал одноименный сайт), завел блог в “Живом журнале”, развивал там разные сообщества. Увлеченно читал исторические исследования и философско-художественную литературу XX века. Стал одним из основателей клуба исторической реконструкции “Трилистник”. Организовывал творческую молодежь в Серпухове: устраивал встречи, концерты, разрабатывал культурные проекты при содействии Центра культурных инициатив Московской области.

В 2007 г. руководство 16-й школы г. Серпухова предложило мне на своей базе организовать летний археологический лагерь. И я согласился. Работа велась в сотрудничестве с Серпуховским историко-художественным музеем. Проводились занятия по истории, посещение достопримечательностей Серпухова. На Соборной горе ребята осваивали базовые археологические навыки. Тем же летом я работал в военно-патриотическом лагере “Ратная застава”. В итоге директор 16-й школы Елена Анатольевна Кудряшова предложила мне стать учителем истории. Меня эта идея привлекла сразу же.

Первые шаги в педагогике. Итак, я стал преподавать историю в 5-х классах. Первый же месяц работы выявил для меня множество трудностей этого дела. Дети, как тогда считал, попались мне непростые. Крайне сложно проходило усвоение материала. Но я не сдавался. Осваивал литературу по методике и психологии, советовался с коллегами. Хочу сказать слова благодарности Заслуженному учителю России Надежде Ильиничной Хавториной за ее ценные уроки и советы в области педагогики, за ее поддержку на этом нелегком, но важном пути.

В середине первого своего учебного года в качестве учителя истории я изобрел систему мотивации учеников с помощью многофункциональных карточек, которая пошла на ура. Кроме того, на уроках стремился к атмосферности: использованию разных видов информации (в т.ч. картин, музыки, видео), антуража вкупе с эмоциональной подачей материала. Применял сценические элементы. Во втором полугодии я дал два успешных открытых урока на школьном уровне, которые получили высокие оценки коллег. Важно отметить, что вовлеченность в школьную программу по духовно-нравственному развитию помогла мне достойно реализовывать на уроках воспитательные цели.

В 2008 г. я окончательно осознал, что быть учителем – мое призвание. Поэтому тогда же поступил, а в 2012 г. закончил Московский государственный областной университет по специальности “История”. Не смотря на основательность подхода к обучению, у меня хватало времени на собственные методические изыскания. Привлечение своих учеников к интеллектуальным играм натолкнуло меня на идею адаптации этих игр к образовательному процессу. Зимой 2010-2011 учебного года я разработал первую версию системы мотивации учеников и развития одаренности на уроках истории с помощью технологии спортивной “Своей игры”. Надо сказать большое спасибо Президенту Интеллектуального клуба г. Серпухова “ИКС” Олегу Викторовичу Холодову за весьма ценные консультации и поддержку.

Продолжение пути. В 2011 г. мои методические разработки были высоко оценены старшим преподавателем кафедры методики преподавания истории, политологии и права МГОУ Надеждой Владимировной Забусовой, которая, кроме того, на многое мне открыла глаза в области образования. Перейдя работать в 916-ю московскую школу, я решил развить и внедрить там свою систему мотивации. В пятых классах по каждой крупной теме на уроках истории я устраивал опрос в формате спортивной версии “Своей игры”, и сразу после проверки составлял рейтинг знаний. По итогам были проведены финальные соревнования по истории древнего востока и античности. Победителям и призерам доставались кубок и медали с подарками, а финалистам – дипломы. На протяжении всего учебного года я наблюдал у ребят возрастающие интерес и усердие к истории. Это, однозначно, можно считать первым успехом моей системы.

Понятное дело, что в оценивании учеников я также использовал и устную проверку, и различные раздаточные материалы собственной разработки, и тесты, приближенные по формату к ЕГЭ. Наряду с методами личностной мотивации в тот же период изобрел систему командного соревнования на уроках, основами которой стали групповой рейтинг и пакет заданий для команды. Причем результаты индивидуального оценивания через коэффициент суммировались к групповому значению.

Свои наработки я продолжил совершенствовать и внедрять, устроившись на работу в Дашковскую школу Серпуховского района. Они снова имели успех. На протяжении нескольких лет я видел, как мотивация через группы прекрасно дополняет индивидуальное рейтингование. Некоторые ученики, которых не “цепляло” личное соревнование, начинали лучше изучать историю, чтобы улучшить результаты своей команды. Огромное спасибо скажу за моральную и административную поддержку блестящему организатору и преподавателю Ирине Геннадьевне Сосковой, которая была в той школе завучем.

С осени 2012 г. я также стал работать в серпуховском Дворце творчества детей и молодежи “Дружба”. Занимаюсь со школьниками интеллектуальными играми, тренирую команды по “Что? Где? Когда?”, устраиваю тематические соревнования по истории. Кроме того, я вхожу в оргкомитеты разных городских турниров. Летом провожу интеллектуальный лагерь. Тренируемые мной команды достойно участвуют в соревнованиях самого разного уровня (например, Открытый турнир г. Пущино по игре “Брейн-ринг”, I Межрегиональный фестиваль “Изумрудный город”, Всероссийский турнир “Кубок Татарстана-2013”, XXIII Международный турнир “Кубок княгини Ольги”).

Отдельно стоит сказать об опыте классного руководства. Основной мой подход при работе с классом – создать благоприятную атмосферу внутри коллектива, сплотить ребят, привить им чувство локтя. В тоже время стремлюсь находить подход к каждому, показывать ему лучшие его стороны, и как они будут усиливаться в дружном классе. В тесном сотрудничестве работаю с родителями, провожу неформальные встречи. В своем арсенале люблю использовать такие методы сплочения как встречи, поездки, походы и совместные дела. С моими воспитанниками посетил не только достопримечательности и туристические места Серпухова, Москвы и Подмосковья, но и Александров, Казань, Санкт-Петербург.

Семья. В 2014 г. в моей жизни произошло величайшее событие. Двумя близкими по духу и чувствам людьми было принято решение о создании нового мира – новой семьи. Этими творцами стали я и моя горячо любимая жена Екатерина. В феврале 2015 г. в Никольском соборе г. Серпухова состоялось наше Венчание. Жизнь наполнилась новыми смыслами. Екатерина – не только моя любовь, но и надежная соратница на жизненном пути. Все важные вопросы обсуждаем вместе и вместе их стараемся решить.

В ноябре того же года у нас родился сын Александр. А это означало, что в наш дом вошла еще одна большая радость. Да, появились новые заботы и трудности, но счастья гораздо больше. Кроме того, семья вдохновляет меня на новые педагогические свершения. Ведь моим успехам на работе радуются дома. А если любимые люди радуются, значит и я счастлив.